Максим Неганов, экс-капитан сборной Москвы по самбо, мастер спорта международного класса и спортивный директор Федерации самбо Москвы попробовал себя в роли участника телешоу «Большие гонки» на «Первом канале». Летний отпуск он провел во Франции, где проходили съемки программы, однако подробности поездки по условиям контракта с телеканалом пришлось держать в секрете, пока все игры не вышли в эфир — дабы не раскрыть главную интригу шоу.
Специально для сайта www.sambo.ru Максим Неганов рассказал о том, как самбистская подготовка помогла ему в самых сложных испытаниях «Больших гонок», каким должен быть настоящий капитан команды, и как сбываются мечты.
— Максим, поделись впечатлениями, что тебе запомнилось? Где проходили съемки, кто был в твоей команде?
— Еще в самолете я увидел много знакомых лиц — это были известные актеры и музыканты, они, как и я, летели во Францию для участия в проекте, — начал рассказ Максим. — Из Парижа мы отправились в Гавр — небольшой город недалеко от столицы, где и проводились игры. Для записи программы построили огромный павильон, в котором мы находились практически все время — нас привозили на игру в 8-9 часов утра, и отпускали в 4 часа утра следующего дня. Давали поспать 3-4 часа, и снова забирали на съемки. Если даже мы не участвовали в какой-то из игр, нужно было поддерживать товарищей с трибун, болеть. Но ребятам с «Первого канала» приходились постоянно искать повсюду российских артистов, они — народ капризный, и не хотели сидеть на трибунах, — со смехом заметил Неганов. — Кроме конкурсов здесь же проходили съемки разнообразных дополнительных номеров для проекта — песни, интервью. Некоторые артисты новогодние выступления готовили заранее. Я видел, как сложно было организаторам. Очень хорошо понимаю, сколько всего нужно контролировать, ведь я сам тоже занимаюсь подготовкой крупных спортивных мероприятий.
— В каких конкурсах ты участвовал?
— Я участвовал в четырех играх, в том числе в решающей, финальной. Каждая игра состояла из шести состязаний. Конкурсы были с быками (наподобие испанской корриды), беговые конкурсы, очень сложные упражнения на координацию и эстафеты.
Эстафету приходилось бежать в каких-то неудобных нарядах. Однажды я был «слепым кротом». В другой раз пришлось надеть костюм лошади, а точнее, лошадиной головы, потому что вторую часть шкуры натянули на гимнаста Бориса! Вдвоем мы должны были пробежать по вращающимся кругам. Честно говоря, с реквизитом нам постоянно не везло — я и лошадью был слепой… Эта голова была сломана и все время падала вниз, закрывая мне не только глаза, но и все лицо. Я Борису сказал: «Дергай меня за гриву, чтоб хоть что-то было видно!» Так мы почти всю дистанцию пробежали, и вдруг нас сносит с круга, и я падаю в бассейн с водой, прямо на спину. Костюм был очень узким, и мои руки были плотно прижаты к груди, лошадиная шкура намокла и стала очень тяжелой. Я почувствовал, что не могу подняться, и руками оттолкнуться не могу! В этот момент понимаю, что иду ко дну, уже вода подступает, захлебываюсь… Это был единственный раз, когда я действительно испугался. Но все-таки сумел упереться ногами, прогнуться, как бы встать на борцовский мост, и подняться. Мы побежали дальше, в итоге пришли вторыми, испанцы нас опередили. В тот же день эстафету должна была другая команда бежать. Из-за того, что мы лошадиную шкуру намочили, они наряжались в костюмы страусов — говорят, было значительно легче.
— Подготовка, которую ты получил в самбо, пригодилась?
— Я только за счет подготовки самбо и спасался. Выносливость требовалась: тащить постоянно надо было кого-то, помогать. Конкурс с быками был сложный, три минуты длился. Мало того, что от быка надо было убегать, его еще нужно было на себя вызывать! Бегать приходилось по песку, что очень тяжело, ноги «забиваются». Но я привык, ведь в самбо ковер тоже мягкий. А вращающие круги я даже с закрытыми глазами проходил нормально.
— Очень опасные испытания — особенно для людей, у кого нет за плечами спортивной подготовки.
— В нашей команде было много артистов. А вот иностранцы выставляли в спортсменов, просто привозили сборную института физкультуры, как мне показалось. Очень много травм было среди неподготовленных людей, почти каждый день — переломы рук, ног, ребер, растяжения… С нами в команде был гимнаст, он ребро повредил. Иностранцы тоже часто травмировались, некоторые на костылях ходили. Хорошо, что на съемочной площадке работал врач, очень опытный специалист, он всех спасал.
На конкурсы, где требовалась сила и выносливость, обычно отправляли спортсменов, не актеров. Мы же с Виталием Минаковым, капитаном сборной России по самбо, слава богу, остались невредимы. Потому что мы умеем падать, разминаться правильно, страховку делать. В самбо это с детских лет отрабатывается.
— В финальной игре вы участвовали вместе с Минаковым?
— Да, он появился в проекте в полуфинале. И в решающей игре на нас с ним ставку сделали. Если бы мы проиграли, то всю игру бы Россия проиграла. В пятом конкурсе мы выступили нормально, отбросили соперников, испанцев, назад, и поравнялись с казахами. Тут испанцы приносят камеру, и говорят, что казахи правила нарушили, подсматривали в конкурсе «слепых кротов». Начались разбирательства, и в итоге судьи решили заново провести эстафету. А я уже устал, набегался, и подошел к Виталию: «Кто будет играть, я или ты?» Он говорит: «Я могу, и ты можешь». Но я рассуждал так: если выиграю, меня будут на руках носить, а если проиграю, то подведу команду. Я знал, что Виталий к турниру готовился, он был на пике формы, и справился бы лучше меня. И я решил, что командный результат важнее, чем мои амбиции. Думаю, иногда не стоит слишком стремиться стать "звездой". Я уступил, Виталий пробежал дистанцию, стал триумфатором. Меня спрашивали: тебе не обидно? Но я о славе не думал в тот момент.
— Теперь понятно, почему сборная Москвы столько лет подряд выигрывала командный чемпионат страны по самбо. У них был такой капитан, как ты. Жаль все-таки, что пришлось отказаться от лавров победителя…
— Я не огорчаюсь. Во время поездки во Францию я исполнил одну свою давнюю мечту — выпить чашечку кофе напротив Эйфелевой башни. В перерыве между играми поехал в Париж, прогулялся один по городу. Погода была дождливая, я нашел небольшой ресторан неподалеку от башни и заказал кофе, — улыбнулся Максим.
— С кем из «звезд» тебе понравилось работать?
— Вокруг было очень много интересных людей. Кто-то держался обособлено, но большинство участников игры были открытыми и дружелюбными. Однажды я подошел к Дмитрию Нагиеву после съемки: «Можно с вами сфотографироваться?» А он отвечает: «Я сам хотел попросить, просто не знал — как?». Оказывается, он тоже самбист, призер чемпионата СССР, это серьезный уровень.
Космонавт Георгий Михайлович Гречко был капитаном в первой игре. Лучший капитан! Другие, увы, в должной мере не отстаивали наши интересы. Этого нельзя сказать о Гречко, он один из немногих, кто искренне переживал, и в спорных ситуациях старался помочь команде. Анастасия Заворотнюк тоже хорошо справилась с ролью капитана. Она мне очень понравилась. Из игроков мне было приятно познакомиться с Алисой Селезневой, ведущей «Русского радио» — очень позитивная девушка. Еще запомнился Денис Майданов, он нам песни под гитару пел.
Текст: Светлана Сушко