Проект «Самбо в школу», который сейчас активно развертывается в России, в будущем сможет выйти на международную арену. Такое мнение озвучил заместитель министра образования России Вениамин Каганов на Московском международном салоне образования (ММСО) в Москве.
Как уже говорилось, ученики российских школ в скором будущем смогут заниматься самбо на уроках физкультуры либо на дополнительных занятиях. Активная работа по внедрению самбо в школьную программу проводится в стране. Называется и дата старта этой инновации – 1 сентября 2016 года. Большой разговор о ходе подготовки школ, преподавателей, учеников и их родителей к появлению самбо в программе обучения состоялся в рамках ММСО на стенде Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания.
Директор Центра Николай Федченко, открывая работу секции, отметил универсальность самбо. Именно благодаря этому своему качеству данный спорт отлично подходит для школьников – он позволяет развивать различные группы мышц и двигательные активности. Он представил аудитории значимость самбо в системе образования и деятельность Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания по реализации данного проекта, а также поблагодарил партеров за плодотворную совместную деятельность.
Старший тренер сборной России по боевому самбо Александр Конаков представил масштабность и необходимость проекта в современной социальной обстановке, а также детально ознакомил собравшихся с техническими аспектами данного вида спорта, позволяющими самбо органично вписаться в школьную программу. Он также пояснил, что самбо в школах – это не спорт высших достижений, а основы, которые позволяют не только получить необходимые навыки самообороны, но и делают ребят более уверенными в жизни.
Исполнительный директор Международной федерации самбо, являющийся одним из авторов проекта «Самбо – в школу», Сергей Табаков презентовал программно-методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо, а также продемонстрировал методические видеоролики по обучению школьников элементам самбо. Сергей Табаков также рассказал об опыте внедрения различных видов спорта в других странах. В частности, в качестве примера он привел Японию, где не только школьники и студенты, но и многие взрослые активно вовлечены в дзюдо и сумо, постигая философию данных видов спорта. Сайт ФИАС уже рассказывал, что именно Сергей Табаков проводил на федеральном уровне подготовку учителей к программе «Самбо в школу».
Одна из педагогов, осваивавшая науку самбо под руководством исполнительного директора ФИАС, принимала участие в работе секции. Елена Крокуль, которая является учителем физкультуры кадетской школы-интерната «Курганинский казачий кадетский корпус», поделилась своими впечатлениями от процесса подготовки учителей физкультуры к преподаванию самбо, а также высказала мнение о том, что самбо может стать любимым предметом для многих школьников.
Своим мнением, а также первыми результатами по внедрению самбо в школу поделился также учитель физической культуры кадетской школы-интерната «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» Олег Полин.
Руководитель федерального ресурсного центра инновационного развития физического воспитания Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Елена Ломакина акцентировала внимание присутствующих на прикладном характере самбо. Это вид спорта, который можно успешно применять в трудных ситуациях для самозащиты, а это значит, что его введение в школьную программу не только поможет физическому развитию и воспитанию детей, но и сделает их более защищенными.
Для знаменитой школы «Самбо-70» наш любимый вид спорта является профилирующим предметом. Начальник методического отдела Центра спорта и образования «Самбо-70» Константин Бирюков поделился с участниками многолетним опытом работы по данному направлению, представил исторические факты и результаты современного этапа развития «Самбо-70». Он рассказал о том, как спорт помогает в учебе – о все возрастающем количестве учеников школы, которые получают золотые медали не только за свои достижения на соревнованиях, но и по итогам обучения – за отличную успеваемость.
Первыми успехами по внедрению самбо в школах поделились представители Краснодарского края и Республики Карелия. С докладами выступили руководитель ГБУ Краснодарского края «Центр развития физической культуры и спорта системы образования» Константин Демчук...
...и заместитель по воспитательной работе директора Института физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» Ромуальд Кемза.
Результаты организационной работы на уровне муниципального образования представила начальник управления образованием муниципального образования Гулькевичского района Людмила Позднеева.
Они поведали о том, как к нововведению отнеслись ученики и их родители, а также, какие типичные вопросы возникают при введении самбо в школьную программу. Представители регионов также поделились собственными мнениями касательно данной программы. По мнению преподавателей в школах и руководителей местных систем образования, самбо позволяет сохранять здоровье детям, а также учит правильно защищать себя и своих близких, что очень важно в условиях сложного современного мира.
То, о чем много говорили представители различных сторон, связанных с развитием проекта «Самбо в школу», ярко смогли продемонстрировать молодые самбисты московской спортивной школы №114 «Рекорд» Александр Ломакин и Никита Иванов.
В своем выступлении они показали не только приемы самбо из арсенала профессиональных спортсменов, но сделали акцент на тех элементах, которые в скором будущем будут изучать все российские школьники.
И, конечно же, не обошлось без основы основ – самостраховки или умения правильно падать. Без специального самбистского ковра, прямо на полу выставочного зала ВДНХ молодые самбисты показали, как нужно приземляться, чтобы не получить травму.
Подвел итоги работы секции заместитель министра образования России Вениамин Каганов. Он заявил, что находится в долгу у самбо: в студенческие годы сам занимался этим единоборством, а потому не понаслышке знает его пользу для здоровья и для общего развития. Вениамин Каганов заверил, что Министерство образования активно поддерживает развертывание программы «Самбо в школу» в России.
Он подчеркнул, что в данном аспекте речь идет о воспитании молодого поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, культурой здорового и безопасного образа жизни. Вениамин Каганов также выразил глубокое убеждение, что это будет отправной точкой для введения программ по обучению самбо в школах многих других стран.