О школьной программе по адаптивному самбо – на открытой тренировке по самбо слепых

 

Открытая тренировка по самбо слепых прошла 29 июня в специализированном зале на территории храмового комплекса Святителя Николая Чудотворца в Покровском (Москва). В занятии приняли участие сотрудники Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО»).

Старший научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук, тифлопедагог Алексей Любимов под контролем старшего тренера сборной России по самбо слепых Виктора Игнатенко на себе опробовал специфику обучения слепых технике самбо: самостраховку при падении, движение на ковре вслепую, выход на болевой, броски.

Научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», тифлопсихолог Людмила Бодренкова интересовалась темой влияния занятий самбо на развитие личности ребенка, в частности – на его самооценку. Член Комиссии ФИАС по делам спортсменов с ограниченными возможностями Роман Новиков подробно объяснил, как самбо влияет на гармоничное развитие личности подростков с инвалидностью по зрению. Он также рассказал, как при правильной организации учебно-тренировочного процесса вырабатывается здоровое упорство к достижению поставленных целей.

Автор дополнительной образовательной школьной программы по адаптивному самбо для детей с глубоким нарушением зрения Наталья Новикова объяснила, что данная программа направлена не только на спортивную подготовку, но также на коррекцию, обучение и воспитание школьников.

«Обучение технике и правилам самбо осуществляется в комплексе с нравственным обоснованием действий самбиста и их осознанностью. Важными принципами программы являются доступность образования для каждого и связь с практикой: сначала проходит теоретическое обучение, затем оно закрепляется на тренировках, – рассказала Наталья Новикова. – Прежде всего, упор делается на начальные навыки самбо: владение собственным телом, умение сохранять равновесие, самостраховка, развитие координационных способностей, отработка специальных упражнений и приемов – всё это имеет большое значение для человека с серьезными ограничениями здоровья по зрению».

Наталья Новикова привела в пример обучение технике движения на ковре, во время которого отрабатываются следующие навыки: дифференцирование расстояния, координация движений, пространственная ориентация. В свою очередь технико-тактические действия, помимо вышеуказанного, развивают слуховое восприятие, согласованность движений рук и ног, а также помогают преодолеть чувства страха.

По словам Новиковой, обучение философии самбо, наряду с формированием волевых качеств (выдержка, терпеливость, настойчивость, упорство, самостоятельность, самоконтроль), создает также условия для формирования нравственных качеств (забота, чуткость, отзывчивость, ответственность, требовательность к себе, скромность, правдивость, милосердие, миролюбие).

«Например, в самбо важное место занимает поведение борца перед началом и в конце схватки, когда спортсмены обмениваются рукопожатиями. Закладывается понимание, что соперник в борьбе не является врагом, это, прежде всего, твой ближний – здесь нет места злобе, агрессии, досаде, превозношению, – отмечает Наталья Новикова. – Самбо подразумевает обмен знаниями и навыками практически в семейной среде единомышленников, где спортсмены старшего поколения могут брать на себя часть функций учителя. Преобладает императив — защити слабого, отвечай не только за себя. Наконец, сама логика аббревиатуры «самозащита без оружия» подразумевает не подавление противника силой, не агрессивное доминирование, а эффективную защиту. И здесь важно отметить, что стремление быть лучшим – это путь самосовершенствования: то, что ты стал одним из лучших, дает тебе возможность делиться своими навыками, своим опытом, помогать тренеру в обучении других начинающих борцов».

Как отмечает Наталья Новикова, такой подход воспитывает порядочность, трезвое отношение к своим достижениям, учит радоваться успехам других, видеть, что за каждым достижением стоит большой труд, упорство, самоконтроль, учит воспитывать в себе эти качества.

«Формируется трезвое отношение как к победам, так и к поражениям, что позволяет избегать излишней самоуверенности, следствием которой часто становится глубокое разочарование при столкновении с препятствиями к достижению целей. Приобретается также умение анализировать и извлекать опыт из неудач, проявлять необходимое упорство и последовательность. Эти навыки крайне важны и являются основополагающими для успешной социализации, нахождения своего места в жизни», – резюмировала Наталья Новикова.