Если вы внимательно следите за новостями самбо в Интернете, то наверняка уже видели ролики о боевом самбо с участием российского чемпиона мира Федора Дурыманова. Эти видео появились будто из ниоткуда и захватили всеобщее внимание. Федор рассказал, что ролики являются частью подготовки к съемкам большого художественного фильма с рабочим названием «Лига воинов», а за подробностями направил к режиссеру проекта. Константин Александров в интервью сайту ФИАС поделился деталями создания фильма – от идеи до будущей реализации.
- Константин, если коротко, о чем будет фильм?
- Это история взросления и становления от мальчика к мужчине, которая основана на реальных событиях из жизни чемпиона мира по боевому самбо Федора Дурыманова. Я познакомился с Федором, когда он пришел ко мне на кастинг одного из моих проектов. Это было 5 лет назад. Поскольку я находился в поисках актеров, а Фёдор был в первую очередь спортсмен, я предложил ему позаниматься в киношколе, в Санкт-Петербурге, где я преподавал курс актерского мастерства. Там он обучался совместно с профессиональными актерами и режиссерами, для которых эти занятия были своего рода курсами повышения квалификации. Таким образом, Федя прошел довольно серьезную подготовку.
В процессе обучения, мы стали ближе знакомиться, я стал выспрашивать, что у него в жизни происходит. Фёдор рассказал одну историю, вторую, третью… десятую, двадцатую… И в один прекрасный момент я вдруг понял, что из этих историй может получиться интересный фильм. Мне пришла в голову мысль снять кино на основе жизни Фёдора. По сути, это некий собирательный образ, но 95% – это реальные события из его детства, подросткового возраста, службы в армии, спецназе и выступлении на международных соревнованиях по боевому самбо. Такой байопик – фильм-биография.
- Почему именно Федор?
- Мечта каждого режиссера – найти героя нашего времени, и мне кажется, я его нашел. Мне показалась очень интересной жизнь Федора, благодаря которой можно многое отобразить, в точности как нас учили: от частного к общему. И я решил воплотить это в жизнь. Идея в течение трех лет «варилась» у нас в голове, и мы начали потихоньку писать сценарий со сценаристом Анной Ганшиной. Дальше мы стали снимать пробные видео. Превью-ролик, где Федор бежит по пескам и бьется сам с собой на заводе – это своего рода эскиз, наметки к будущему фильму. Здесь происходит поиск фактуры, мы можем оценить, как Фёдор смотрится в кадре.
И дальше сняли наметки будущего боя. В зале Федор спарринговал с Владиславом Кысой. Основное требование в фильме – работа в фул-контакт. Это был качественный, жесткий спарринг. Но если в обычных спаррингах самбисты бьются без остановок, то проблема съемок – это постоянные «стопы». Один и тот же момент мы снимаем с разных ракурсов – для более четкого отображения удара, захвата или броска. И у меня была установка для всей съемочной группы – четко зафиксировать в кадре все удары.
При этом они не должны быть фальшивыми, как это снимается во многих фильмах и сериалах, а затем прячется за монтажом или ракурсом. Из-за этого, бывает, смотришь российские фильмы и не понимаешь, то ли драка, то ли что это было… В основном спортсмены и люди, которые занимались боевыми искусствами, морщатся и говорят, что это бред. У меня установка была на полный контакт, ближе к азиатскому кино. И это такое ноу-хау для российского кинорынка.
Благодаря тому, что Федор прошел обучение в киношколе, на мой взгляд, он очень органичен в кадре. Мы также провели кинопробу, и Федор отснялся довольно убедительно. Это был небольшой, но серьезный драматический эпизод.
- А как снимался ролик, где Фёдор бьется сам с собой?
- В роли «второго Фёдора» также выступал его постоянный спарринг-партнер Владислав Кыса. Они вместе так хорошо сработались, что очень удобно ставить поединки с их участием. Фёдор предлагает определенные связки боя, а мы с оператором выстраиваем хореографию поединка. На репетициях перед съемками оператор внимательно смотрит, куда они идут в процессе схватки, куда падают и затем ловит все эти движения.
- Сколько длились съемки двухминутной схватки?
- Сначала прошли репетиции, которые у нас заняли два дня. После этого начались съемки – они длились две ночи. Это не только моменты боя, но еще и проработка концепции схватки. Дальше прямо на съемках мы монтировали отснятый эпизод и смотрели, насколько это всё клеится, чтобы иметь возможность доснять ещё какие-то ракурсы. Я очень люблю погружаться в детали. На мой взгляд, детали решают всё. На деталях в драматических сценах и сценах поединков всё и выстраивается – как дом из кирпичей. Сделать зрителя сопричастным тому, что происходит на экране – одна из основных установок для съемочной группы.
- Что будет в фильме, помимо «боевой составляющей»?
- Всё будет ровно так, как происходит в жизни, включая любовную линию. Там будет и любимая женщина, потом она станет не любимая, появление будущей супруги, ребенка – по сути, как всё и происходило у Фёдора в жизни. Естественно, с определенными изменениями для сценария. Я не знаю, сколько будет художественной правды в итоге, но 100 процентов будет реальная жизнь отображена. Найдется место и дракам на улице и в ресторане, боям без правил и много чему ещё.
Это отчасти экшен, но главная наша задача – сделать большую человеческую историю. Настоящую, хорошую, без всякой пошлости и, самое главное, – живую. То, чего не хватает нам всем.
- Чем этот фильм будет интересен широкому зрителю?
- Основной своей целью в этом фильме я вижу донести до зрителя, что есть такой вид спорта – самбо. Для меня стало открытием, что мои знакомые из мира кино, бизнеса или просто наемные работники из разных сфер, которые далеки от спорта, ничего не знают о боевом самбо. Они на полном серьезе были уверены, что это какой-то боевой танец.
Поэтому главная цель фильма – популяризация самбо для народа, для обычного зрителя. Есть примеры, когда благодаря фильмам о хоккее или баскетболе многие люди, которые не понимали нюансов этих видов спорта, вдруг заинтересовались ими. Такая же сверхзадача у меня и по отношению к фильму о самбо.
- Насколько знаком вам самому этот спорт?
- Я занимался единоборствами более 12 лет и продолжаю поддерживать себя в тонусе, поэтому мне это всё знакомо. Немаловажный фактор для режиссера, снимающего фильм про боевые единоборства, - знать, что это такое, когда тебе прилетает в голову, когда тебя бросают или делают болевой в партере.
Исходя из целей, которые вы ставите перед собой, мы можем ожидать, что после просмотра этого фильма все пойдут заниматься самбо?
Амбиции такие есть. Как Брюс Ли привез кун-фу в Америку, и многие начали воспринимать культуру Китая именно через фильмы. По сути, кино и сегодня является серьезным средством воздействия на зрителя и популяризации культуры. И мы позиционируем «Лигу воинов» как первый фильм о боевом самбо. У каждой нации есть своё боевое искусство, соответствующее его ментальности. В Англии – бокс, в Японии – дзюдо и каратэ, в Китае – ушу, кун-фу, в Бразилии – капоэйра и так далее. А в России – уникальное боевое искусство самбо, которое, на мой взгляд, очень соответствует менталитету русского человека. В самбо есть триединство: здесь сочетаются выносливость, бесстрашие и милосердие.
- Когда и где будут проходить съемки, и сколько времени они займут?
- Сейчас идет подготовительный период, а окончание съемок планируется в конце 2022 или начале 2023 годов. Согласование объектов занимает определенное время, но нас поддерживает Всероссийская федерация самбо и лично её президент Сергей Елисеев. Сами съемки будем организовывать в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге. Также рассматриваем вариант проведения съемок в Международном центре самбо и бокса, который сейчас строится в московских Лужниках.
Детство Федора прошло в Сибири, но есть большая вероятность, что Сибирь мы будем снимать в Карелии. Это такая магия кино. Мы знаем, что там есть места, которые абсолютно соответствуют Сибири. Помимо интересных локаций, у нас будут известные актеры и прославленные спортсмены. Пока я не могу озвучить имена, но это звезды первой величины.
- Что значит этот фильм для вас лично?
- Я давно в профессии: работал режиссером и в театре, и в кино. Снимал много короткометражных фильмов и роликов, ставил спектакли, но полного метра у меня не было, это будет дебют. Для меня это очень важный этап, я к нему очень щепетильно отношусь, и всю съемочную группу буду тщательно подбирать под проект. Важно, чтобы киногруппа разговаривала на одном языке. Потому что когда нет диалога, начинается бардак. А мне хочется, чтобы весь организм работал как часы. Тогда возникает хорошее сотворчество, и получается качественный фильм. Отношение к этому проекту у меня – как к своему ребенку – чтобы им можно было гордиться.